Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование. Задача закона была не столько в том, что бы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Федеральном законе № 273-ФЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Новый Закон об образовании дает спектр базовых определений, в частности даны определения обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа:
-
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
-
инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
-
адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано:
-
совместно с другими обучающимися;
-
в отдельных классах, группах;
-
в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.
Основная статья, в которой определены особенности обучения лиц с ограниченными возможностями это ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Закон обязывает создать специальные условия для обучения рассматриваемой нами групп лиц и конкретизирует эти условия: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
-
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
-
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
-
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
-
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
-
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
-
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
-
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В законе нашло отражение увеличение финансирования получения образования для рассматриваемой категории лиц, ст. 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» говорит о том, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Естественно, что в Законе установлены не только нормы связанные непосредственно с правом на получение образования, в нем затронуты и смежные права, в частности право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находиться на полном государственном обеспечении и обеспечиваться питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием; на стипендии и другие денежные выплаты, особый порядок к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, преференции при оплате родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Кроме этого, статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» обязывает всех педагогов учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Ориентируясь на интеграцию и совместное обучение детей разных категорий, обучение детей с особыми потребностями по адаптированным программам, Закон не упустил и особые случаи, в частности для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. В частности статья 41 «Охрана здоровья обучающихся» говорит о том, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
На данный момент нормативная база для организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья сформирована не в полной мере. Отдельные положения урегулированы при установлении на уровне Минобрнауки России особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам. Вместе с тем, необходимых изменений в ФГОС еще не произведено, в связи с чем у многих организаций возникают вопросы, как им продолжать свою деятельность.
Подзаконные нормативные акты, принятые ранее, сохраняют свое действие в отношении особенностей работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья вплоть до коррекции федеральных государственных образовательных стандартов и до принятия дополнительных подзаконных нормативных актов, при соблюдении двух условий. Во-первых, акт специально не отменен. Во-вторых, он не содержит прямых противоречий новому Федеральному закону.
Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья
в ГБПОУ РД «Колледж сферы услуг»
В КСУ обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в общих группах.
На сайте колледжа в разделе «Приемная комиссия» размещена информация об условиях поступления для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На территории колледжа намечается работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- с нарушением зрения;
- с нарушением слуха;
- с ограничением двигательных функций.
В общем случае в стандартной аудитории места за первыми столами в ряду у окна и в среднем ряду предлагаются студентам с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске, предусмотрены 2 первых стола в ряду у дверного проема с увеличенной шириной проходов между рядами столов, с учетом подъезда и разворота кресла-коляски.
По просьбе студентов, передвигающихся в кресле-коляске возможно составление расписания занятий таким образом, чтобы обеспечить минимум передвижений по колледжу – на одном этаже.
Специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления, обучения в колледже и трудоустройства. Эту работу проводит:
- администрация;
- приемная комиссия;
- учебная часть;
- бухгалтерия.
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: возможность включения в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей); приобретение печатных и электронных образовательных ресурсов, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся инвалидов; определение мест прохождения практик с учетом требований их доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья; проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (зам. директора по учебной работе).
Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости студенту-инвалиду может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
В случае необходимости, при обращении студента-инвалида, ему может быть оказано содействие в определении мест прохождения учебных и производственных практик с учетом ограничений возможности здоровья. При определении учебной и производственной практик учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда (кураторы групп).
Вопросами контроля посещаемости занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, контроль текущей и промежуточной аттестации, помощь в ликвидации академических задолженностей, осуществляет куратор учебной группы.
Студенты с ограниченными возможностями здоровья, в отличии от остальных студентов, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала. При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (зав. библиотекой)
Студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность работы с удаленными ресурсами электронно-библиотечных систем (ЭБС) колледжа из любой точки, подключенной к сети Internet, в т.ч. и из дома.
Одно из важнейших направлений деятельности по обеспечению социальной защиты — это содействие занятости и трудоустройству студентов-инвалидов и выпускников колледжа, повышение их социальной адаптации на региональном рынке труда. В колледже существует служба содействия занятости обучающихся и трудоустройству выпускников (ССТВ) и их закреплению на рабочих местах (руководитель – Сайтиев А.А.). Основными направлениями деятельности центра являются постоянное взаимодействие с работодателями на региональном рынке труда и активные формы и методы работы с обучающимися (презентации компаний и выпускников, ярмарки вакансий, мастер-классы и обучающие семинары и др.).
В колледже ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов внедрена форма сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества.
Координацию воспитательной работы в РКСУ осуществляет зам.директора по УВР, тесно взаимодействуя с молодежным центром и кураторами учебных групп.
- Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению
№ п/п | Перечень специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
Отметка о наличии (да/нет) |
1 | 2 | 3 |
1. | Адаптация официальных сайтов образовательной организации в сети Интернет с учетов особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента (WCAG) | Да |
2. | Размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме(с учётом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля) | нет |
3. | Присутствие ассистента, оказывающего обучающемся необходимую помощь. | Да |
4. | Обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы) | нет |
5. | Обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающегося местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося | нет |
6. | Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе (до 15 человек) | нет |
7. | Возможность предоставления бесплатно специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы | Да |
8. | Обеспечение предоставления учебных, лекционных материалов в электронном виде | Да |
- Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху
№ п/п | Перечень специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
Отметка о наличии (да/нет) |
1 | 2 | 3 |
1. | Дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения) | нет |
2. | Обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации | да |
3. | Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе (до 15 человек) | нет |
4. | Возможность предоставления бесплатно специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы | да |
5. | Обеспечение предоставления учебных, лекционных материалов в электронном виде | да |
- Для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата
№ п/п | Перечень специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
Отметка о наличии (да/нет) |
1 | 2 | 3 |
1. | Материально-технические условия обеспечивают возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения. Столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальные понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м., наличие специальных кресел и других приспособлений) | да |
2. | Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе (до 15 человек) | нет |
3. | Возможность предоставления бесплатно специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы | да |
4. | Обеспечение предоставления учебных, лекционных материалов в электронном виде | да |
- Для иных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с соматическими заболеваниями)
№ п/п | Перечень специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
Отметка о наличии (да/нет) |
1 | 2 | 3 |
1. | Наличие специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания | да |
2. | Наличие специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов | нет |
3. | Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | да |
4. | Возможность предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь | да |
5. | Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий | нет |
6. | Обеспечение доступа в здания образовательных организаций | да |
7. | Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе (до 15 человек) | нет |
8. | Возможность предоставления бесплатно специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы | да |
9. | Обеспечение предоставления учебных, лекционных материалов в электронном виде | да |