• Горячая линия КСУ +7 928 804 50 01


БПОО

ImageБазовая профессиональная образовательная организация

(Телефон горячей линии +7 928 804 50 01)

В качестве механизма развития доступности и качества предоставления среднего профессионального образования для инвалидов выбран подход, связанный с формированием сети базовых профессиональных образовательных организаций (БПОО), координируемых федеральным методическим центром. Это должно позволить разработать и внедрить современное организационно-методическое сопровождение доступного и качественного инклюзивного профессионального образования не только в самих БПОО, но и в целом по всем профессиональным образовательным организациям субъектов РФ. Отработанные в одной БПОО модели и методики будут транслироваться в другие БПОО и в целом по системе среднего профессионального образования.

Вебинары, фото и видео материалы


ВакансияВакансии для студентов и выпускников с ОВЗ и инвалидностью, Республики Дагестан


Нормативные документы

Приказ о назначении куратора БПОО

Положение о БПОО

Служба профориентации и содействия трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ ГБПОУ РД “КСУ”

Положение об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ РД «Колледж сферы услуг»

Положение о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации с учетом наличия контингента обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ

Положение о практике обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Государственная итоговая аттестация выпускников-инвалидов

Паспорт развития БПОО на период 2022-2030 гг.

Паспорт доступности зданий

План мероприятий (дорожная карта) по развитию инклюзивного образования в ГБПОУ РД КСУ

Порядок поступления инвалидов и лиц с ОВЗ

Особенности приёма  обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ

 

Приём в колледж осуществляется в соответствии с «Правилами приема в  ГБПОУ РД КСУ (далее – Правила приёма), утверждёнными приказом директора колледжа и на основании заключения медицинской экспертной комиссии.

Правила приёма размещены на сайте колледжа.


Требования к поступающему


На обучение в колледж принимаются обучающиеся с ОВЗ и инвалиды, которым, согласно заключения федерального учреждения медико-социально-экспертной комиссии об установлении инвалидности и индивидуальной программой реабилитации инвалидов, не противопоказано обучение  по специальностям колледжа.

Заключение должно содержать:

  • медицинские показания для возможности осуществления образования по основной профессиональной образовательной программе;
  • рекомендуемую учебную нагрузку на обучающегося (количество дней в неделю, часов в день);
  • оборудование технических условий (при необходимости);
  • сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости);
  • возможность получения дополнительного образования;
  • организацию психолого-педагогического сопровождения обучающегося с указанием специалистов и допустимой нагрузки (количество часов в неделю).

Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды  при поступлении подают стандартный набор документов.


Перечень документов

  • заявление (на русском языке);
  • оригинал или ксерокопия документов, удостоверяющих личность, гражданство;
  • оригинал или ксерокопия документа об образовании и (или) документа об образовании и о квалификации;
  • 4 фотографии размером 3×4;
  • медицинская справка;
  • оригинал или ксерокопия документов, подтверждающих результаты индивидуальных достижений (при наличии) (см. Приложение 1 Правил приема);
  • копия договора о целевом обучении, заверенная заказчиком целевого обучения, или незаверенная копия данного договора с предъявлением его оригинала (при наличии);
  • СНИЛС;
  • оригинал или копия приписного свидетельства (военного билета);
  • оригинал или копия документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя).

При прочих равных условиях, поступающим, предоставившим документы, либо ксерокопии документов об индивидуальных достижениях, добавляется сумма баллов за индивидуальные достижения:

– наличие статуса победителя или призера в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 “Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития” – 0,1 балла;

– наличие у поступающего статуса победителя или призера чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья “Абилимпикс” – 0,2 балла;

– наличие у поступающего статуса победителя или призера чемпионата профессионального мастерства, проводимого Союзом “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”, или международной организацией “Ворлдскиллс Интернешнл WorldSkills International”, или международной организацией “Ворлдскиллс Европа (WorldSkills Еurоре)” – 0,2 балла;

– наличие у поступающего статуса чемпиона или призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр – 0,2 балла;

– наличие у поступающего статуса чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, не включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр – 0,1 балла.

– лица, имеющие золотые или серебряные медали, аттестаты или дипломы «с отличием», полученные на предыдущем уровне образования – 0,2 балла.

– лица, имеющие начальное профессиональное образование, соответствующее профилю выбранной специальности – 0,2 балла.

– победители и лауреаты научных конференций и других мероприятий на уровне РФ, края, города, района, профиль которых соответствует профилю выбранной специальности – 0,1 балла.

– лица, имеющие достижения в спорте, подтвержденные соответствующими документами – 0,3 балла. Виды спорта – волейбол, футбол, баскетбол, лыжные гонки, настольный теннис, легкая атлетика, силовое троеборье, плавание.

– победители и лауреаты в социально-культурных мероприятиях – 0,1 балла.

Суммарное количество баллов за индивидуальные достижения не может превышать 1 балл.


Студентам-инвалидам и лицам с ОВЗ есть возможность пользоваться библиотечными системами ГБПОУ РД КСУ, где создана базовая профессиональная организация, обеспечивающая поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.

Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:

  • В читальном зале предоставляется рабочее место, оборудованное компьютером с доступом в сеть Интернет.
  • При обучении на курсах вождения автомобиля имеется автомобиль со специальным оборудованием.

  • Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование.
  • Предполагается по мере необходимости предоставлять планшеты с мультимедиа курсом учебных дисциплин.
  • Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
  • При необходимости получения услуги необходимо обратиться на вахту колледжа.
  • Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий (наличие приема в специальные (коррекционные) группы по различным образовательным программам, мероприятия, обеспечивающие вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в общественную жизнь образовательной организации (экскурсии, классные часы, концерты и т.д.).
  • Доступно занятие кружковой деятельностью.
  • Проводятся экскурсии, классные часы и концерты с участием детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
  • Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (свободный доступ к местам занятий, наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и т.д.).

[свернуть]
Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”

Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.

В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Министерство просвещения Российской Федерации направляет соответствующие разъяснения.

Приложение: на 5 л. в 1 экз.

Т.Ю. Синюгина

Разъяснения
о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон об образовании) и приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 “Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии” специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г N 1015 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (далее – приказ N 1015) понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 – 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”, а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации – высшее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт “Специалист в области воспитания” (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный N 45406), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:

1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:

выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;

участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;

подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;

организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;

участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;

организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;

2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;

организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;

координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;

организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;

оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:

разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;

разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;

контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.

Таким образом, тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н утвержден профессиональный стандарт “Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья” (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46612).

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих “Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья” без предъявления требований к стажу работы.

К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:

1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;

2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;

3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;

4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;

5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;

6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.

Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):

на период адаптации обучающегося в образовательной организации;

на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);

на постоянной основе.

Также психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (приказ N 1015 и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный N 30038).

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (28 статья Закона об образовании).

Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:

выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;

определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).

Предоставление услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в образовательных организациях может осуществляться тьютором, ассистентом (помощником) на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.

В связи с изложенным должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны, что необходимо учитывать руководителям образовательных организаций при формировании штатного расписания и при приеме на работу указанных специалистов.

Т.Ю. Синюгина

Обзор документа


Минпросвещения дало рекомендации по сопровождению образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и разъяснило:

– статус и обязанности тьютора и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам;

– порядок введения в штатное расписание таких сотрудников;

– особенности их деятельности.

Образовательным организациям нужно учитывать, что должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны.

[свернуть]

 

 

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.